Самый необыкновенный день рождения!

30 августа 2022

КБЖД – сокращение от «Кругобайкальская железная дорога». Этот участок железной дороги известен как «Золотая пряжка Транссиба». Дело в том, что строительство КБЖД стало самым дорогостоящим отрезком на всей транссибирской железнодорожной магистрали.

Когда я еду по Транссибу из Улан-Удэ в Иркутск, я с нетерпением жду станции Мысовая. Незадолго до неё железная дорога выходит к Байкалу и вьется вдоль его берега до Слюдянки. Сейчас от станции Слюдянка Транссиб заворачивает к Иркутску на север, в обход озера-моря. А в далёком 1905-м году, когда завершилось строительство КБЖД,  КБЖД – памятник инженерного мастерства! Из-за рек и ручьев, впадающих в Байкал, на этой дороге сооружено более двухсот мостов, из-за скал, подходящих к Байкалу вплотную, —  построено несколько десятков железнодорожных туннелей!

Тоннелям и другим каменным сооружениям КБЖД более ста лет, но почти все они сохранили свой первоначальный облик, над которым работали архитекторы и инженеры начала XX века.

Сейчас КБЖД не является частью Транссиба. Но это по-прежнему значимая часть российских железных дорог. По этой дороге несколько раз в неделю ездит электричка.

Летом  я  побывала на КБЖД. Папа был в экспедиции, а мою маму, брата и меня пригласили в четырехдневное путешествие друзья нашей семьи.

Сначала мы доехали на поезде «Чита-Москва» до Слюдянки, а оттуда на электричке отправились в поездку по КБЖД. От станции Маритуй наша компания продолжила путь пешком. С одной стороны простирался Байкал. В водной глади время от времени появлялись черные точки: головы выныривающих нерп. С другой стороны КБЖД возвышались крутые скалы и холмы, от высоты которых захватывало дух. В нашей компании были орнитологи, поэтому мы часто задирали головы вверх, разглядывая парящих в небе птиц: коршунов, чаек… Здесь я впервые разглядела силуэт сокола, который легко узнается по  раздвоенному хвосту и серповидным крыльям.

По ночам, перед сном, мы сидели у костра и любовались луной и звездами, отражающимися в глубоком озере.

Каждый день мы проходили через туннели. Большинство из них были короткими, но иногда встречались и длинные: в них царили полумрак и прохлада, от которых было слегка не по себе. Несколько раз мы купались в холодной воде Байкала: дно на глубине казалось изумрудным.

Мы шли мимо красивых живописных бухточек, встречались и большие бухты,  в которых можно было разглядеть едва видные силуэты байкальских рыб. Три дня пролетели незаметно.

На четвертый, день отъезда, мы увидели настоящий паровоз! Он вез за собой несколько вагонов с пассажирами. Мы залюбовались клубами дыма и пара, с любопытством разглядывая работающий транспорт. Этот паровоз  был старше любого из нас!

Дождавшись своей электрички, мы прильнули к окнам, выходящим к Байкалу. Небо хмурилось. Мы смотрели в окно, любуясь, сменявшими друг друга лиственницами, живописными бухтами, каменными подпорными стенками.  Когда за окном мелькали знакомые места ночевок и бухты, в которых мы купались – нас охватывала радость узнавания.

Расставаясь с Байкалом, каждый молча строил планы вернуться на КБЖД вновь. Мне только что исполнилось одиннадцать лет, и, это был мой самый необыкновенный день рождения!

Безрукова Анастасия, ученица 6 класса