Путеводитель по Танхою

Составители: Хобта А.В., к.и.н., замдиректора музея ВСЖД
Власова С.А., замдиректора по ВР
Секция краеведения
ТАНХОЙ
(Краткая историческая справка)

В то время, когда вокруг Байкала проходил лишь Кругобайкальский гужевой тракт, на месте будущей железнодорожной станции Танхой было дикое таежное место Речка Осиновка в течение многих лет образовала обширный конус выноса из камней, гальки, песка, лесных отходов, тем самым ,создав нерукотворный, вдающийся в озеро Байкал мыс, который инженеры выбрали для строительства станции и пристани паромной железнодорожной переправы.

Так благодаря строительству Великого Сибирского железнодорожному пути, его самого сложного участка – Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), и возникло новое поселение, точнее несколько поселений. На 276 км КБЖД была запроектирована станция, которая в проекте первоначально называлась «Сокол». Во время строительства ее переименовали в Танхой.

В 1899 г. на восточном берегу Байкала у станции Танхой начали строить сначала пристань для пароходов, а затем и гавань для парома-ледокола, около которой и образовался поселок «Теребиловка» (1901 г.). Затем рядом с причалом для железнодорожной переправы у одноименной речки, впадающей в Байкал, образовался поселок «Безголовка».
В Теребиловке, прилегающей к гавани, поселились, преимущественно, торговцы и подрядчики, а в Безголовке – рабочие, имевшие лошадей, потому что рядом текла речка, в которой было удобно поить коней. Название «Безголовка» дано в связи с жутким происшествием, произошедшим в начале ХХв. на том месте убили человека (грузина), труп был найден без головы.

На самой станции работы начались весной 1901 г. В этом же году началось строительство жилых домов.
Поселок Осиновка образовался в 1904 г. в нем первые постройки принадлежали железнодорожным служащим и рабочим. Попасть в Осиновку с вокзала можно было через переезд, располагавшийся напротив поселка.
Поселок, расположившийся у каменноугольных копей («Шахтерка») образовался в 1904 г. сначала работ по добыче угля. Сюда от станции была проложена железнодорожная ветка длинной 971 метров. Сообщения между поселками Осиновка и Шахтерка осуществлялось через первый переезд.
На станции Танхой было возведено пассажирское здание (вокзал) площадью 128 кв. м. Вокруг вокзала по обеим сторонам располагались все необходимые постройки: пожарный сарай, водогрейка, ледник, керосиновый погреб, туалет. Для хранения грузов были построены специальные железнодорожные объекты: пакгауз, открытая товарная платформа, крытая товарная платформа, а для служащих – товарная контора.
Вдоль платформы, западнее вокзала стояли: пожарный сарай, типовой жилой дом, торговый навес, водогрейка, коновязь.

За вокзалом, вглубь поселка, был буфет (западнее здания Таможенного ведомства).
15 октября 1907 г. со станции Выдрино в Танхой перенесен Таможенный пост. На станции производился досмотр вещей. Таможня располагала двумя домами, погребом, сараем, туалетом. Таможня увеличила значение станции и число жителей на ней. Благодаря таможенному осмотру поезда стояли на станции подолгу, что способствовало развитию торговли в поселке.

Для обеспечения станции и подвижного состава водой возвели водоподъемное и водоемное здания с домом машиниста, причем дом стоял отдельно от здания. Первое стояло на берегу Байкала, второе – с западной стороны вокзала.

Водонапорные башни стоят сегодня, как два могучих исполина, неподвластные ни времени, ни стихиям. Высота башни 19 м, а ширина шесть метров.

Изначально они использовались для заправки паровозов водой. В то время требовалось большое количество воды для обеспечения беспрерывной работы железной дороги, поэтому две башни функционировали одновременно. Со сменой технологии потребность в воде снизилась, более старую башню закрыли. Сейчас только одна башня – восточная – работает для обеспечения население поселка водой.

2 августа 1903 г. в постоянную эксплуатацию Управления Забайкальской железной дороги был принят участок Мысовая – Танхой.

С открытием постоянного железнодорожного движения в Танхой из села Мысового был переведен переселенческий пункт. Он находился между пристанью и магистральной линией.

Кроме того, в Танхое находилась контора 4-го участка службы пути. Некоторое время станция являлась конечным пунктом Забайкальской железной дороги. Здесь поезда принимались с противоположного берега Байкала с паромной переправы и отправлялись в Забайкалье.

Контора и квартира начальника участка находилась в одном здании на карте 1910 г. обозначен не только дом, но и большая усадьба у дома. Народная память сохранила название усадьбы «Шабановский сад». Его площадь составляла 11 тыс. кв.м. В книге «Забайкальская железная дорога» 1900 – 1910 г. издания 1910 г., есть описание этого парка. Дорожки парка посыпаны битым кирпичом, на них стоят фонари, скамейки. В центре парка – пруд, где плавали лебеди. Ухаживает за прудом гувернантка. Шабанов, выпускник Технологического университета Санкт-Петербурга в 1914 г. был начальником 14 участка пути. Долгое время Шабановский парк был любимым местом свиданий и прогулок танхойцев.

На противоположной стороне вокзала, недалеко от Байкала имелся, круг для разворота паровозов.
Паровозное депо в Танхое было временное и небольшое. Здание состояло из трех корпусов, пристроенных друг к другу. Средний корпус, с двухскатной крышей, возвышался над боковыми корпусами с односкатными крышами. Длина первого среднего здания составляла 25 м, левого – 18 м. Рядом находилась контора депо, кладовая, погреб для керосина. В депо можно было проехать через второй переезд.

На чертеже 1910 г. видно, что у второго переезда вдоль берега Байкала шел Кругобайкальский тракт, а, переехав железнодорожные пути, начинался Московский тракт. Конечно же, тракт был один, но в связи с возникновением поселка, там появилась новая улица, первая и единственная на станции Танхой, и чертежник дал ей название «Московский тракт».

За депо вдоль берега Байкала следовали постройки: три барака и жилой дом.
На противоположной стороне путей стояла казарма, три барака, жилой дом.
Поселок Танхой в современном его состоянии пересекают речки: Осиновка, Курмаевка, ручей без имени, Новая речка, Безголовка, и восточная граница поселения проходит по речке Переемная, Курмаевка и ручей без имени был «одет» в так называемую трубу, то есть это небольшой мостик, созданный итальянскими каменотесами из природного танхойского камня.

Двигаясь в восточном направлении, по Московскому тракту (улица Центральная), можно было видеть несколько сараев, стоявших параллельно друг к другу, поставленных во время строительства Кругобайкальской железной дороги. В них хранили цемент. По окончании строительства железной дороги несколько сараев приспособили под другие надобности. В частности, один из сараев был приспособлен под продовольственный пункт, для питания войск, второй – под церковь.

В 1902 г. на пожертвование служащих железной дороги и других частных лиц на станции Танхой была открыта церковь во имя Святого Иннокентия Иркутского. 28 июля 1911 г., при следовании на восток, на станции Танхой остановился министр путей сообщения (1909 – 1915 гг.) С.В. Рухлов. Он принял хлеб – соль от прихожан железнодорожной церкви и ходатайство о строительстве нового храма. Обещал оказать содействие. На карте 1910 гг. территория, разрешенная под строительство, обозначена красным цветом. К маю 1917 г. Танхойская церковь была построена. По окончании строительства храма епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен настоятелем церкви Иоанн Соболев. Содержание он получал от Духовного ведомства.

Барачный лазарет государыни императрицы Марии Федоровны был построен западнее вокзала примерно в 210 метрах. Позади самого строения была сооружена небольшая часовня-покойницкая. Сразу за лазаретом находилась
каталажка.

В связи с событиями Русско-Японской войны Танхой становится важным стратегическим пунктом. Зимой 1904 г. была построена и действовала до апреля уникальная ледовая переправа, соединяющая станции Байкал и Танхой. Не имеющая аналогов в мире, она позволила в короткие сроки переправить по байкальскому льду подвижной состав на Китайскую Восточную железную дорогу. Здесь, на ледовой переправе, впервые в истории России, в железнодорожной отрасли был использован беспроволочный телеграф. Летом 1904г. государыня императрица Мария Федоровна хлопочет об отправлении в Восточную Сибирь лазаретного барака особого типа, выработанного датским акционерным обществом для быстрого сооружения лечебных учреждений во время войн и эпидемий.
Барак состоял из готовых деревянных частей, изготовленных в Дании. Барак павильон ставился без фундамента, на землю. Внутри барак отапливался железными печами. Освещение барака ацетиленовое, для чего имелось специальное помещение и приспособление для получения газа из карбида.

23 марта 1905г. доктор В.И. Фомилиант принимает лазарет и начинает работать вместе с санитарным отрядом, прибывшим из Санкт-Петербурга. В составе отряда: уполномоченный и старший врач доктор медицины Владимир Иванович Фомилиант, два студента старшего курса Военно-Медицинской академии, студент 2-го курса в той же академии, пять сестер милосердия Общины Святого Георгия, кастелянша и десять санитаров.
Лазарет, рассчитанный на 50 кроватей (10 офицерских и 40 для нижних чинов), должен был удовлетворять целям, главным образом, эвакуационного лазарета, в котором могли бы быть помещаемы больные и особенно раненые, по состоянию своего здоровья, требовавшие немедленной медицинской помощи и не могущие быть перевозимы в поездах.

23 марта 1905г. в здании лазарета был отслужен торжественный молебен в присутствии главноуправляющего и членов Общества Красного Креста в г. Иркутске, представителей Управления Забайкальской железной дороги, военного ведомства.

В тот же день лазаретом была получена от хозяйки лазарета следующая телеграмма: «Танхой. Доктору Фомилианту. Отрадно было узнать об открытии моего барачного лазарета. Надеюсь, что в нем принесется много пользы и облегчения нашим страдальцам – героям. Благодарю весь барачный и санитарный персонал. Молю Бога благословить вашу самоотверженную неутомимую деятельность. Мария».

С этого дня лазарет считался открытым для приема раненых и больных танхойцев (вследствие отсутствия какого-либо медицинского обслуживания на станции).

Вскоре после открытия министр путей сообщения М.И. Хилков посетив лазарет, посчитал систему освещения не безопасной, и приказал оборудовать лазарет электрическим освещением.

К 15 сентября все выздоровевшие раненые и больные были из лазарета эвакуированы. Здание лазарета с принадлежащими ему службами и полным инвентарем были переданы до особых распоряжений Комитета Управлению Забайкальской железной дороги.

С 1 сентября 1906 г. в помещении кондукторских и паровозных бригад, в одной из комнат была открыта школа. Количество учеников составляло 83 человека, что значительно превышало норму на одного учителя, поэтому в начале ноября в школу был принят еще один учитель. В 1908 г. было принято решение о передаче всех помещений дома в распоряжение школы. Комитет образовательных учреждений разрешил провести строительные работы в школе.

В железнодорожную школу станции. Танхой в 1908 г. даже приезжал кинематограф, событие неординарное и фантастическое в те годы. По объявлению собрался почти весь поселок.

Здание школы было не только образовательным учреждением, здесь проводились и все культурные мероприятия: концерты, театральные постановки, выступления местных и приезжих знаменитостей, причем, часть средств от продажи билетов шла на нужды школы.

Танхойское население сохранило в памяти названия мест: «Колбина», «Солодова поляна», «Хованова гора», «Лишковские болота», «Кирпичики». Названия рассказывают о людях и событиях. Колбин, Иван Солодов, Иван Хованов держали лавки, торговали во всю, лавки были прямо в усадьбах. В 1910 г. в Танхое насчитывалось более 20 магазинов и лавок. Сохранились эти имена в бывших сенокосных лугах хозяев. Кирпичики – район, где хотел Вильгельм Осипович Лишко открыть кирпичный завод, но открыли его уже другие. Но имя Лишко до сих пор хранит народная память.

Работая в качестве рядчика, держал своеобразный универсальный магазин, в котором можно было купить практически все, что продавалось в Иркутске. По воскресеньям и праздникам в доме О.В.Лишко собиралась местная интеллигенция. После обеда устраивали концерты.

В Танхое В.О. Лишко обосновался основательно. Площадь усадьбы примерно составляла 26тыс.кв.м.
Танхой в начале ХХ века это не только железнодорожная станция, но и порт на восточном берегу Байкала с целым комплексом построек для паромной железнодорожной переправы.

На естественном мысу, с трех сторон ограниченном озером Байкал, а с четвертой – магистральной железной дорогой были построены две пристани для паромной железнодорожной переправы: постоянная и зимняя. Для обслуживания переправы создана соответствующая инфраструктура.

С устройством пристани в Танхое (1903 г.) расстояние сокращалось почти вдвое (по сравнению с расстоянием от порта Байкал до Мысовой), совершалось до трех пар рейсов в сутки, сокращались и расходы по эксплуатации переправы.

Министр путей сообщения М.И. Хилков сказал, что и с завершением строительства КБЖД значение переправы не упадет ввиду того, что возможность усиления пропускной способности была ограничена природными условиями Кругобайкальской железной дороги, а с другой стороны, – это кратчайшее расстояние и пассажиры захотят использовать.

Цель нашего повествования о Танхое – это рассказ о том, каким он был в 1900-е гг. прошлого столетия, когда здесь приступили к прокладке железной дороги.

Мы хотим, чтобы вы, уважаемые путешественники, увидели прозу и песню обычной и необыкновенной станции Танхой. Пока живы в памяти имена и события, жив и будет процветать посёлок Танхой.