Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла в третьем тысячелетии.
Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Современный человек не подготовлен к той мере ответственности, к тому уровню требований, который предъявляет сегодня состояние окружающей среды.
В образовательных учреждениях постоянно уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию детей на разных ступенях обучения. Формирование экологической нравственности и культуры возможно не только через экологизацию базового содержания школьных предметов, но и через организацию практической экологической деятельности учащихся. К тому же эта работа осуществляется непрерывно и систематически.
Уже в течение нескольких лет опорным направлением в работе НОУ «Школа — интернат № 21 ОАО «РЖД» является работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся. В марте 2001 года школе была создана детская организация «В гостях у природы», зарегистрированная при Экоцентре «Заповедники» в Москве. Своей целью ДОО ставила следующие задачи: развивать личность ребенка от природы и через природу, познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека, формировать у детей чувства прекрасного, расширять представление учащихся о природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы,
воспитывать любовь к родной природе.
И сегодня, как и тогда, ДОО работает, основываясь на идее «Сохранить Россию для себя, себя для России». В основе организации лежит добро, справедливость, уважение к каждому, равноправие в сотрудничестве взрослых и детей. ДОО ставит своей целью сделать жизнь детей и подростков наиболее разнообразной и интересной, помочь каждому познать себя.
Каждый вид работы, каждое мероприятие ставит своей первоочередной задачей включение учащихся в природоохранную деятельность, привитие чувства ответственности за красоту и чистоту природы(воздуха, воды. почвы),воспитания наблюдательности , интереса к природе и бережное отношение к планете, природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек. Главным принципом работы взрослых и детей стала забота об окружающем нас мире, о далеких и близких друзьях. Чем больше добрых дел, тем светлее и радостнее жизнь на ПЛАНЕТЕ.
Был разработан и утвержден Устав, в котором оговариваются права и обязанности членов ДОО, структура организации, спланирована работа. Ученики начальной школы участвуют в проекте «Школа добрых волшебников», а классные коллективы 5-11 классов становятся отрядами экологической дружины. Выбрано 4 направления, по которым и ведется вся основная работа. «Волшебный мир вокруг нас» (ознакомление с изменениями в окружающем мире, независимо и по воле людей, наблюдение за этими изменениями, выявление взаимосвязи как хорошего, так и плохого характера),
«Волшебники и Экологи природе» цикл практикумов в природе, обучающих благоприятно влиять на природу, изменять ее к лучшему),
«Волшебники и экологи людям»> (дела для людей, одноклассников, родителей — для создания доброй атмосферы в общении, добрых и положительных эмоций),
«Волшебники и экологи для себя» (занятия, предполагающие детьми изменения самих себя — гигиенические правила, нормы общения, речи — монограмма самовоспитания).
Ребята занимаются конкретными делами по уборке мусора на территории школьного двора, поселкового парка, высаживают саженцы кедра, голубой ели на территории Детского экологического заповедника, занимаются озеленением школы, выращивают и ухаживают за рассадой и цветочными клумбами на протяжении всех летних каникул. Занимаются разъяснительной работой среди населения и др., потому что ничто так не воспитывает личность, как реальные практические дела по улучшению окружающей среды.
Вот уже много лет подряд в октябре-ноябре проводится линейка, посвященная старту работы над экологическими и классными проектами. На раннем этапе работы практически все проекты были экологическими: «Хлебные крошки», «Война — экологическое бедствие», «Очаровательный сорняк», «Почемучкина полянка», «Экологический театр», «Хлеб — всему голова», «Друг на подоконнике». Сегодня старшеклассники другие цели и разрабатывают другие проекты: «Память» , «Школьные династии», «История развития станции», «Национальные традиции»… Проблемы, поднимаемые детьми в своих проектах, актуальны и требуют многосторонних решений. В апреле проходит защита, отчет о проделанной за год работе. Всегда разнообразны формы его проведения: открытые классные часы, марафоны, внеклассные мероприятия.
Переросли за рамки и стали школьными такие проекты, как «Экодом», «Сувенирная мастерская». Школьники смело рассказывают о технологиях правильного устройства дома, обеспечения безопасности, сохранения чистоты и здоровья, создают модели экологически чистого дома с солнечными батареями, ветровыми установками, дают советы о том, как обращаться с пластиковым, железным мусором и как дать ему вторую жизнь. Многие взяли эти знания на вооружение и применяют в своем хозяйстве.
Дети принимают активное участие в классных и внеклассных мероприятиях, проводимых в рамках Дней защиты от экологической опасности, с удовольствием принимаются участие в осенних конкурсах цветочных и овощных композиций » Снова осень закружила карусель мелодий«, «Чудо-овощ», «Художница Осень» и т.д. Проводятся субботники на пришкольных территориях, берегах Байкала, изготавливаются вместе с родителями кормушки и продуктовые бусы для птиц, и в холодное время года дежурят в «птичьей столовой», организуются просмотры видеофильмов.
Сотрудничество с биосферным заповедником «Байкальский» дает ребятам не только возможность побывать на территории усадьбы заповедника, посетить музей, но и вместе с сотрудниками облагораживать Кедровую аллею, стоить пешеходные дорожки. Вместе ходят в походы, всегда активно участвуют в конкурсах, встречаются с интересными людьми.
Во время проведения Дней защиты от экологической опасности с 22 марта по 5 июня, в школе проводятся конкурсы сочинений по экологии и конкурсы рисунков на природоохранную тематику, активно принимают участие ребята и в интернет — проектах, участвуют в онлайн — конкурсах и олимпиадах. Традиционным стал праздник для первоклассников «Посвящение в юные экологи», интересной работой считаются проекты «Сочиним сказку вместе», «Экологическая реклама», » Моя экологическая викторина«, «Сохраним зеленую красавицу».
Научно — практические конференции удовлетворяют естественный интерес школьников к окружающему миру, развивают способности к выявлению причинно — следственных связей в решении экологических проблем, прививают чувство любви к природе, понимание ее уязвимости и ответственности за ее сохранность, а также содержат результаты практических исследований. Для конференции снимаются видеофильм, выпускаются фотогазеты, готовятся презентации, стенды.
Таким образом, во время проведения внеклассной работы по предметам и воспитательной работе школы, обучающиеся, не только знакомятся с экологическими правилами, но учатся учитывать их в своей деятельности. У выпускников школы повышается экологическая культура, формируется личностное самоопределение и экологически грамотное поведение, а также формируется потребность к ведению здорового образа жизни. Это помогает им понять основное: человек — это часть природы, а не ее властелин.