«Железнодорожник — профессия не только для взрослых», так решили в нашейшколе. И 1977 год стал рождением кружка «Юный железнодорожник».
Первыми его руководителями были Лагерев Владимир Александрович и Коломиец Алексей Викторович. В школе хранится свидетельство за № 13 одной из первых юных железнодорожниц Помулевой Светланы, в котором говорится, что она в 1977 году поступила, а 1980 окончила курс обучения при Детской железной дороге. Светлана — потомственная железнодорожница, ее дед начал со стрелочника, а закончил трудовой путь начальником станции. Мама Всю жизнь отдала железнодорожной школе, а Светлана закончила железнодорожный техникум, затем ИРИИТ и сейчас работает преподавателем а Улан—Удэнском железнодорожном колледже.
С 1980 года кружок начала вести Любимская Любовь Федоровна, совмещая общественную деятельность с работой дежурного по станции, а потом начальника станции Танхой. И хотя основная работа очень ответственная, кружковцев Любовь Федоровна не оставила, а, наоборот, душа потянулась в школу. И в 1988 году она — штатный работник школы № 55, и ее основная задача — подготовка юных железнодорожников. После ухода из жизни Любовь Федоровны в 1998 году эстафету приняла Захарова Надежда Николаевна, которая руководит кружком и по сей день.
Сохранились журналы кружка. Если по ним произвести подсчет, то оказывается, что более 300 детей получили железнодорожную подготовку в школе. Особенно в этом помогла ДЖД ст. Иркутска, где воочию ребята убеждаются в привлекательности, важности и необходимости выбора железнодорожной профессии. Большая часть из них осталась верна железной дороге.Кружок посещают более 60% учащихся 5–7 классов. Программа обучения рассчитана на 3 года. Занятия в кружках по изучению теории железнодорожного дела проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Производственная практика на ДЖД осуществляется летом в городе Иркутске.
Чтобы более просто и доступно рассказывать детям о премудростях железнодорожного дела, Надежда Николаевна Захарова организовала кружок «Железнодорожное макетирование». Занимаясь в нем кружковцы изготовили: макет «Участка железной дороги с переездом и тоннелем», макет «Искусственные сооружения на железной дороге», макет «Остановочный пункт», макеты мостов, макет «Однопутного участка электрофицированной железной дороги с контактной подвеской на изолированных консолях», модели паровозов: Стефенсона и Черепановых, модель конки и тачки, плоскостное изображение парового экипажа Тревитека «Огненный дракон».
В 1998 году на выставке технического творчества, посвященной 100-летию ВСЖД макет «Участка железной дороги» был отмечен Дипломом. В 2000 году на Дорожном смотре конкурсе, посвященном 55—летию Победы, макет «Остановочный пункт» отмечен Дипломом II степени.При макетировании проявляются умения пользоваться инструментом, профессиональные знания железнодорожного дела, аккуратность, тщательность в работе, использование природных материалов, а главное — творчество, умение творчески мыслить пригодится человеку любой профессии, железнодорожнику тем более.
Для закрепления пройденного теоретического материала кружковцы смотрят технические фильмы, совершают экскурсии на железнодорожный путь, станцию, вокзал и другие. На занятиях используются плакаты, модели локомотивов и вагонов. Интереснее и легче стало изучать сложное железнодорожное дело. Ребята с нетерпением ждут, когда можно перейти от слов к делу, к делу очень серьезному, а не просто какой-то игре.
На производственной практике на ДЖД, надев железнодорожную форму, дети преображаются. Сразу взрослеют, дисциплинируются и успешно справляются со служебными обязанностями путейца, дежурного по переезду, стрелочника, проводника, осмотрщика вагонов и других. Ежегодно более 30 детей проходят производственную практику на ДЖД. Эта работа для них очень желанная и две недели становятся счастьем. Работа и отдых на «дорожке» (так ласково ребята называют ДЖД) представляется в фото монтажах для школьной истории и много фотографий остается у детей на память.
Для работы на дороге устанавливается следующий порядок: начальник смены по приказу назначает всех на определенные должности. За 20 минут до начала работы юные железнодорожники являются к инструктору соответствующей службы на инструктаж, после чего получают необходимые сигналы, инвентарь и в строго назначенное время вступают в должность. После сдачи дежурства — планерка для подведения итогов работы смены. Танхойцы обычно срабатывают на «отлично», бывают единичные случаи, когда получают оценку «хорошо». В конце практики подводятся итоги и перевод на следующий год обучения. А ребята 3-го года обучения получают свидетельство об окончании обучения в кружке «Юный железнодорожник». При поступлении в железнодорожные учебные заведения выпускники ДЖД имеют преимущества. ДЖД — это настоящая железная дорога, по ней перевозят настоящих живых пассажиров, чаще всего детей. Поэтому особое внимание технике безопасности, даже к самой простой работе, ребята не допускаются без ее знания.
Свою школу юные железнодорожники представляли на слетах:
В 2004 году возникла идея создать свой музей «Железные дороги на службе Великой Росси». Материалы музея будут помогать юным железнодорожникам в освоении профессии, лицеистам — в овладении курса железных дорог, расскажут о танхойских железнодорожниках — тружениках стального пути.Для сбора экспонатов музея, рассказов, фотографий ребята вместе с учителями прошли каждый дом в нашем и соседних поселках. Так была обнаружена якорная цепь легендарного ледокола «Байкал», часть которого юные железнодорожники подарили в музей ВСЖД города Иркутска, а часть оставили в своем музее.